Дома по улице Арбат:
Для перехода к просмотру информации по каждому дому, кликните мышкой на выбраный Вами номер дома.

Дом №30

Типичный доходный дом средней руки принадлежал А.И. Титову, перестроен в 1904 г. архитектором Н.Н. Боборыкиным. От соседних дворов и зданий был отгорожен сараями и высокими заборами. Один из самых объемных арбатских домов, в которых во времена коммуналок проживали до 2000 чел. Реконструкция проводилась в середине 80-х гг. ХХ в., когда из коммуналок «нарезались» отдельные квартиры. Здесь располагался популярный зоомагазин, описанный у Агнии Барто, в котором можно было купить любое домашнее животное, кроме котят. Среди широко известных жильцов были: художник С.В.Иванов, путешественник П.К.Козлов и др. Здесь же располагалось известное издательство «Т-во А.В. Суворина», издававшее «Дешевую библиотеку», книги по искусству и науке, справочники, в том числе «Вся Москва».

ИВАНОВ Сергей Васильевич

Иванов

(1864—1910)

Художественное образование С.В. Иванов получил в МУЖВЗ (1878—82), где учился у И.М. Прянишникова, и в Петербургской Академии художеств (1882—84). Член ТПХВ (с 1899), С. Иванов принадлежит ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения.

В дороге. Смерть переселенца

Первая картина — «В дороге. Смерть переселенца» (1889), принесшая ему славу, — образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому. Трагический финал — смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи — подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные средства композиции, поэтический подтекст играет большую роль, нежели у реалистов старшего поколения.

Именно в поисках обновления живописного языка С. Иванов участвовал в создании СРХ. Для этого объединения стали характерны декоративное обобщение силуэтов, многообразное использование освещения, выявление законов пленэра. С 1900 г. в искусстве С. Иванова все отчетливее проявляются черты импрессионизма. Трепетная изменчивость потоков света выделяет главные объекты композиций. Лаконичными выразительными средствами художник пытается достичь наиболее емкой передачи замысла.

В 1905 г. появляется его картина «Расстрел», поразившая современников пронзительно отчаянным звучанием протеста. На опустевшей после казни площади остался лежать лицом в землю расстрелянный; вдали высятся мрачные силуэты домов и чуть намечены фигуры уходящих жандармов. Такой сжатости повествования и силы выразительности в передаче мотива из современной истории не достигал никто из предшественников живописца.

Лаконично-заостренная трактовка образов намечается в творчестве С. Иванова еще раньше, с 1890-х гг., в картинах на исторические темы: «Смута» (1897), «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь. XVI век» (1902), «"Едут!" Карательный отряд» (1905-09). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска.

Большое место в композициях отводилось ретроспективному пейзажу. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России — такова смысловая основа исторических картин С. Иванова.

До конца жизни художник оставался реалистом. Серьезно изучая живую натуру, он свободно, поэтически переосмыслял ее, привнося в нее свое понимание красоты национального быта. Творчество С. Иванова отражает характерные поиски искусства конца XIX — начала XX в.

Источник: www.artsait.ru

Раздел подготовлен по материалам книги:

Левин И.И. Арбат: Один километр России. — М.: Галарт, 1993. — 183 с.

С использованием:

"Ты течешь, как река...": Памятные места старого Арбата // Арбатские вести. — 2008. — №17 (199). — С. 6.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter