Дом №40
Дом начала ХХ века, архитектор И.А. Герман. Строился как доходный дом, в котором действовала и до сих пор работает фотостудия «Идеал». Это уже четвертая студия. Здесь долгие годы работал фотопортретист М.С. Наппельбаум /см. приложение/, сделавший 31 января 1918 г. первую художественную фотографию В.И. Ленина и создавший впоследствии целую галерею портретов вождя. В этом доме жили также известный психиатр Ю.В. Каннабих, цитолог и гистолог Г.К. Хрущев, развивавший идеи И.И. Мечникова.
НАППЕЛЬБАУМ Моисей Соломонович
Выдающимся портретистом вошел в историю фотографии М.С. Наппельбаум. Родился он в 1869 году в Минске. Четырнадцатилетним мальчиком начал работу у минского фотографа Боретти. То была еще пора мокроколлодионной фотографии; снимали на фоне рисованных фонов, у балюстрад, камней и деревьев, изготовленных из папье-маше. Ученик изучил копировку снимков, ретушь, наконец был допущен к самостоятельным съемкам. Вскоре начались годы странствования молодого мастера. Он работал в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Евпатории, Вильне, Варшаве. Затем несколько лет прожил в Америке, в США, где испытал нелегкую долю странствующего фотографа.
Возвратившись в 1895 году на родину, М.С. Наппельбаум открыл портретную фотографию в Минске. Он стремился отойти от ремесленнических шаблонов, серьезно изучал освещение; занимался и съемкой жанровых сцен в условиях павильона. С 1912 года вплоть до Октябрьской революции М.С. Наппельбаум жил и работал в Петрограде. Это было время его напряженных творческих исканий, тогда определился и творческий почерк мастера, присущая ему манера выполнения портретов. Наппельбаум, вопреки существовавшим канонам, чаще всего пользовался одним источником света, однако пользовался им искусно, создавая портреты, далекие от шаблонного выполнения снимков при так называемом рембрандтовском освещении, которое превратили тогда в очередной шаблон многочисленные ремесленники. Наппельбаум выступал противником бутафории. Что касается фона, то он часто обрабатывал его на негативе путем нанесения искусственных световых пятен. Тем самым портретист разнообразил, вносил равновесие в композицию или, наоборот, придавал динамичность снимку. Отдал Наппельбаум и дань декадансу, особенно в пору увлечения «свободными», по существу же театральными композициями. Его сюжетные, постановочные снимки на библейские темы, например, «Иосиф и жена Патифара» и другие, уводили художника в сторону от реализма. После Октябрьской революции М.С. Наппельбаум уверенно вступил на реалистический путь. Он создал ценнейшую галерею художественных портретов деятелей советской культуры. Во всю силу развернулся талант Наппельбаума. В 1936 году, в связи с пятидесятилетием деятельности фотографа-художника, он был удостоен звания заслуженного артиста республики. О пройденном творческом пути маститый мастер взволнованно, по-художнически рассказал в книге «От ремесла к искусству», вышедшей в свет незадолго до его кончины, последовавшей в 1958 году.