Дом №10
В 1820-х гг. в доме драматурга, переводчика, директора Московских театров Ф.Ф.Кокошкина собирался литературно-театральный салон. Ф.Ф.Кокошкин был знаком с А.С.Пушкиным и в 1824 г. он перевел его стихотворение «Я пережил свои желанья» на французский язык. В 1905 г. на этом месте располагались доходные дома, построенные архитекторами К.А. Тоном и Н.Г.Лазаревым. Сейчас на этом месте стоит дом современной постройки.
КОКОШКИН Фёдор Фёдорович
(старший) (1773—1838) — действительный статский советник, русский театральный деятель, драматург, переводчик пьес; первый директор московской труппы императорских театров (с 1823 по 1831 г.).
Фёдор Кокошкин родился 20 апреля (1 мая) 1773 года.
Происхождение ведет от рода Кокошкиных. Кокошкины — русский дворянский род, происходящий, по преданию, от касожского (черкесского) князя Редеди, один из потомков которого, Василий Васильевич Глебов, имел прозвище Кокошка — с него-то и определился род. Род Кокошкиных внесен в VI часть родословных книг Московской, Нижегородской и Петроградской губерний. Представители рода Яков Кокошкин и Леонтий Кокошкин были стольниками в XVIII веке. Внук Леонтия, Фёдор Иванович (1713—1785) был генерал-поручиком. Его сыном Фёдором Фёдоровичем Кокошкиным и являлся герой данной статьи. Внук его Сергей Александрович (1796—1861) был генерал-адъютантом, Санкт-Петербургским обер-полицеймейстером, затем генералом от инфантерии и сенатором. Николай Александрович был посланником в Сардинии, Неаполе и Саксонии.
Фёдор Кокошкин первоначальное образование получил дома, затем окончил Московский университет. Далее недолгое время был прокурором в Москве. Какое-то время служил в гвардии. В 1807—1817 занимал ряд должностей в ведомстве министерства юстиции (в 1813—1815 — московский губернский прокурор). В 1817 — помощник управляющего по учебной части в московских императорских театрах. В 1818 году — назначен членом репертуарной части Дирекции императорских театров в Петербурге; затем опять переведен в Москву. 5 января 1823 года произошло очередное отделение Московского театра от Петербургской Дирекции (Московские и Петербургские императорские театры то объединялись в единую структуру, то разъединялись). Контора Московского театра стала называться Дирекцией Императорского Московского театра, которая подчинялась генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну. Директором Императорского Московского театра был назначен камергер Ф.Ф. Кокошкин. В 1823—31 возглавлял Дирекцию императорских театров в Москве, пока не вышел в отставку по болезни. На этой должности его заменил М.Н. Загоскин.
Его деятельность на этом посту стала не просто уникальной, но исторической. Он возобновил работу Петровского театра, перешедшего в казну от М. Медокса и сгоревшего в 1805 году; при нём появились императорские Малый театр и следом за ним Большой театр, работу в которых он возглавил. Кокошкин приглашал на императорскую сцену в Москву лучших артистов, тщательно следил за репертуаром, за постановкой пьес; особое внимание уделял театральному училищу и сам стал заниматься обучением его воспитанников сценическому искусству.
Ему обязаны раскрытием своих талантов и становлением актёрской карьеры:
П.И. Орлова, А.И. Афанасьев, М.С. Щепкин, М.Д. Львова-Синецкая (была ученицей Кокошкина), С.В. Шумский (именно Кокошкин после того, как начинающий 10-летний актёр успешно сыграл роль Шумского в водевиле Хмельницкого «Первый дебют актрисы Троепольской» распорядился оставить за ним такой сценический псевдоним); он очень внимательно следил за учениками, поступившими в Московское театральное училище и, заметив дарование юного В. Живокини, перевел его из музыкально-танцевального класса в драматический; в хоре московского Новоспасского монастыря услышав Н.В. Лаврова, он немедленно пригласил его в московскую труппу, и тот дебютировал 6 января 1825 года на открытии Большого театра.
Он намеревался основать народный театр с простонародным репертуаром, для «просвещения черни» (подавляющее большинство народа было безграмотным), но проект не осуществился.
Особое значение в деятельности Федора Федоровича Кокошкина занимала вошедшая в моду в XIX веке салонная культура. Он активно участвовал в любительских спектаклях, писал пьесы, а главное сам держал такой салон — объединял вокруг себя небольшой кружок, в который входили М.Н. Загоскин, М.А. Дмитриев, А.И. Писарев, С.Т. Аксаков, переехавший в Москву во второй половине 1820-х годов А.А. Шаховской. Бывали здесь всегда и прославленные московские актёры во главе с М.С. Щепкиным. Кокошкин часто устраивал у себя домашние спектакли, в которых и сам участвовал, и литературные вечера, посещаемые в первую очередь его приятелями, большей частью членами московского Общества любителей российской словесности.
Кокошкин хотя и пользовался между москвичами репутацией хорошего чтеца и декламатора, но на сцене, как и в домашнем быту, отличался какой-то напускной важностью и торжественностью. Декламация его, по свидетельству П.В. Каратыгина, «была неестественна и исполнена натянутой, надутой дикции». С.Т. Аксаков, особенно уважавший Кокошкина, рассказывает, что кн. А.А. Шаховской называл его накрахмаленным галстуком, не умевшим разинуть рта по-человечески. Вот как описывает оригинальную внешность Кокошкина родственник его, гр. В.А. Сологуб: «Он был малого роста, в рыжем парике, с большой головой и нарумяненными щеками. Носил он длинные чулки в башмаках с пряжками и атласную culotte courte черного, а иногда розового цвета. Он казался олицетворением важности, пафоса и самодовольствия».
Его манеру говорить ехидно копировал актёр А.И. Афанасьев, которого сам же Кокошкин пригласил в московскую императорскую труппу.
В своем кругу был известен как драматург и поэт. Стихотворения («На бегство Наполеона», 1812 г.; «Излияние чувств глубочайшей благодарности», 1814 г.) печатались в «Сыне Отечества», «Вестнике Европы», «Амфионе» и других журналах. Его перу принадлежат пьесы (авторские и авторизованные переводы), ставившиеся на подмостках императорских театров Москвы и Петербурга.
Однако современники не отмечали каких-либо его выдающихся литературных способностей и считали его творчество совершенно незначительным. Он слыл всего лишь культурным образованным человеком времени, не чуждым литературных занятий. Тем не менее это не помешало ему занимать важный номенклатурный пост — в 1827—1830 годах был председателем московского общества любителей российской словесности, в основании которого (в 1811 г.) принимал деятельное участие. Но по свидетельству M.A. Дмитриева, «не умел направлять мнения членов, думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики».
А.С. Грибоедов писал своим друзьям:
… матушка с презрением говорила об моих стихотворных занятиях и ещё заметила во мне зависть, свойственную мелким писателям, оттого, что я не восхищаюсь Кокошкиным и ему подобными.
М.О. Янковский в предисловии к изданию:
Он обладал скромным дарованием и был скорее просвещенным человеком, которому близки дела литературные, чем профессиональным писателем. На свое творчество он смотрел совершенно по-дилетантски. … Он был одним из руководителей Общества любителей российской словесности при Московском университете (основанного в 1811 году), ставшего центром реакционных литераторов Москвы. Не случайно некоторые из окружения Кокошкина (С.Т. Аксаков, М.П. Погодин) впоследствии заняли правое крыло в группе московских славянофилов.
Был убежденным сторонником классического направления в искусстве, не признавая никаких других. Взгляды Кокошкина на театральное искусство были консервативны: эпигон классицизма, он резко выступал против нарождавшихся новых веяний романтизма и реализма, не признавал драматургии Шекспира и Шиллера, был сторонником и ярым защитником устоявшейся манеры сценической формы — декламационной напевности, напыщенности и искусственности жестов, высокопарности и помпезности. Он был защитником устоев во всем. Этим объясняется его абсолютное неприемлемое, крайне отрицательное отношение к комедии «Горе от ума» Грибоедова — См. «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова (Сочинения, том III); «Репертуар и Пантеон» 1843 год, I; собрание сочинений К. Батюшкова, под редакцией Л. Майкова (примечания); «Остафьевский архив князьев Вяземских»; Венгеров, «Источники», том III.[6]
Петр Андреевич Вяземский:
Держался старинных сценических преданий и обычаев до суеверия, до язычества. (Вяземский П. А. ПСС. Т. 7. С. 472).
В публикациях ИРЛИ РАН приводятся такие факты. Кокошкин активно привлекал к работе известных литераторов-современников, в том числе Грибоедова. Но как только дело коснулось серьёзной социальной комедии «Горе от ума», Федор Федорович не только немедленно отстранил автора, но и инициировал донос на него.
Умер Фёдор Фёдорович Кокошкин 9 (21) сентября 1838 года.
Кокошкин был дважды женат.
Первая супруга Варвара Ивановна Архарова (1786 — 25.IV 1811). Поэт Батюшков написал стихотворение «На смерть супруги Ф.Ф. Кокошкина»; публикация: Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах, изданное Обществом любителей отечественной словесности. СПб., 1815. Ч.1. С.138-139)
Вторая супруга (в 1834 г.) — актриса Малого театра Анна Семеновна Потанчикова.
Внук — Кокошкин, Фёдор Фёдорович (младший) (1871—1918), политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии, депутат Государственной думы I созыва (1906).
Источник: wikipedia.org