Церковь Воскресения Словущего на Арбате
(другое название: Церковь Преображения Господня, что в Старой Конюшенной)
Обиходные названия — Власьевская церковь; Власиевская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь.
Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.
Адрес: Гагаринский пер., 20.
Церковь расположена на небольшой площадке при пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков.
В письменных источниках церковь упоминается с 1625 года как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы, расположенной на этом месте со времен Ивана Грозного. Св. Власий издавна почитался на Руси как покровитель домашних животных, на него перенесли верования, связанные с языческим богом Велесом. Недаром эта церковь стояла в Конюшенной слободе и называлась «что в Старой Конюшенной», а по старым документам — «на Козьем болоте». Постепенно слобода была вытеснена за пределы Земляного города и место получило название Староконюшенной.
Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 году.
Одноглавую кирпичную церковь построили на месте старой с главным престолом Преображения Господня и Казанским, Власьевским и Никольским (позже упраздненным) приделами. Но в некоторых документах конца ХVII века храм упоминают как «церковь Василия, что была на козьем болоте», а на плане Москвы Горихвостова 1767 года — как «Васильевский» храм.
Свой современный вид церковь приобрела в результате многократных перестроек: ХVII век — появление первой трапезной, в XVIII веке — возведение колокольни, в первой половине ХIХ века была создана новая апсида, а в 1866—1872 годах — на средства купца Куманина — новая широкая трапезная с приделом Казанской божьей Матери. В 1880 г. установлен новый главный иконостас, сделанный по рисунку А. Каминского.
Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644, а его декор, выполненный в духе московского барокко, — к концу XVII в.
Составленный из разновременных объемов, памятник тем не менее представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи.
В 1921 был освящен престол Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке.
В 1939 г. церковь была закрыта, обезглавлена, внутри разместились школьные мастерские. Много лет храм был в полном небрежении, пока, наконец, он не был приведен в относительный порядок силами общественности и в 1992 году передан верующим.
Литургии служатся с 1997.
В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.
Источники иллюстраций:
Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.