Храм Спаса Преображения на Песках
(Спасо-Песковская церковь; Спасопесковская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь)
Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.
Адрес: Москва, Спасопесковский пер., 4а
Местность, в которой построен храм, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. На Песках в царствование Михаила Феодоровича поселились стрельцы, которые и построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.
Первое упоминание деревянного храма «в Стрелецкой слободе в Тимофеевом приказе Полтева» — 1639 год. Тогда это была слободская деревянная церковь.
Точное время сооружения каменного храма Преображения Господня неизвестно. В 1657 году она была еще деревянной. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно.
Позже стрелецкое войско было упразднено, у стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане.
Нынешнее здание храма с традиционными для конца XVII в. пятиглавием, обработкой наличниками, кокошниками было выстроено около 1711 г. на месте старого деревянного уже после расправы над бунтовщиками-стрельцами.
После московского пожара 1752 года на храме погорели кровли. Прихожане восстановили его и пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила.
Во время пожара 1812 года церковь сильно пострадала, к тому же были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Храм остался почти без прихожан, и его приписали к соседней церкви Троицы на Арбате. К 1814 г. Храм восстановили. В 1815—1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. Это пятиглавый бесстолпный кирпичный храм с однобокой трапезной и шатровой колокольней, классический образец московской посадской церкви рубежа XVII—XVIII вв. Северный Никольский придел придаёт постройке живописную асимметрию. Как объёмный тип, так и декор памятника (перспективные порталы, килевидные кокошники и наличники) характерны для московской церковной архитектуры XVII в.
В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда участка (не сохранилась) с неоготическими воротами напротив главного входа. Позже, в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. В это же время с севера к колокольне пристроили ризницу. Храм постоянно ремонтировали — заменялись дубовые двери и рамы.
В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.
К концу XIX века приход значительно вырос — число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882—1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством.
По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных.
Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.
Уцелевший в Спасопесковском переулке храм, назван в честь праздника Преображения Господня, именуемого еще в народе яблочным Спасом.
Церковь Спаса Преображения на Песках изображена на знаменитой картине Василия Поленова «Московский дворик».
Церковь дала свое имя и переулку, и площади.
После октябрьского переворота, в апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов — сосуды, ризы, кресты и пр. Настоятель храма митрофорный протоиерей Сергий Успенский был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. По старости о. Сергий был условно освобожден весной 1923 года.
После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.
В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Отец Сергий Михайлович Успенский и стал последним настоятелем храма с 1929 года.
В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.
Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Закрытый храм был опустошен, его святыни были расхищены и разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы — церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций — его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.
С 1956 по 1993 гг., почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую. В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен только внешний облик храма.
В 1991 г. Решением Правительства Москвы храм возвращен церкви, проведены реставрационные работы, перестроены интерьеры.
Но только в 1995 г. церковь была полностью освобождена от арендаторов и начата реставрация внутреннего пространства.
При поддержке Третьяковской галереи ФСБ передала храму около 100 древних икон, музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко — 10 сохранившихся колоколов взорванного в 30-е годы Страстного монастыря. По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения — концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий церковь. Десять лет работали иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству 2004 г. Была закончена роспись храма и иконостас.
Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение.