Лекция "Театр Андрея Тарковского: Борис Годунов"
Событие
Описание
Лекция "Театр Андрея Тарковского: Борис Годунов". О постановке А. Тарковским оперы Мусоргского.
Лектор - Юлия Анохина, кандидат филологических наук, исследователь творчества Андрея Тарковского.
Встреча будет проходить в Лосевском читальном зале.
Вход по билетам. Стоимость 200 руб. Для читателей "Дома А.Ф. Лосева" – 100 руб.
Так случилось, что опера М. Мусоргского «Борис Годунов» стала режиссерским дебютом на оперной сцене сразу для двух мастеров отечественного кино: Андрея Тарковского и Александра Сокурова. И это вряд ли можно назвать простым совпадением. В произведении русского композитора размышления о судьбах России, о ее народе и драматической истории тесно переплелись с размышлениями об индивидуальной, личной трагедии человека, стоящего у власти, с историей его нравственных мучений и гибели. Известно, что идея взаимосвязи личной истории с историей всеобщей привлекала Андрея Тарковского и наиболее яркое воплощение нашла в его фильме «Зеркало». Нравственный же конфликт личности, разлад героя со своей совестью, так или иначе, присутствует в каждой его картине. В свою очередь, Александру Сокурову, создавшему кинотрилогию «Молох» - «Телец» - «Солнце», близка тема личности в истории (в ее нравственном, этическом аспекте), тема не политика, но человека у власти. Неудивительно, что, несмотря на общность исходного материала и духовную близость двух режиссеров, - как известно, в свое время А. Тарковский одним из первых отметил талант А. Сокурова и поддержал его творческие искания, - «Борисы» у них получились очень разные, т.к. очень по-разному увидели они общую идею, концепцию спектакля. А именно она, в конечном счете, определяет все остальное: от выбора редакции оперы до сценографии и костюмов.
Лекция «Театр Андрея Тарковского: "Борис Годунов"» будет посвящена постановке оперы М. Мусоргского А. Тарковским (Королевский оперный театр, Лондон, 1983) в сопоставлении с другой трактовкой этой же оперы другим именитым кинорежиссёром, А. Сокуровым (Большой театр, 2007), и в связи с другим спектаклем А. Тарковского, поставленным ранее на сцене драматического театра («Гамлет» В. Шекспира, «Ленком», 1977). Слушатели узнают об особенностях этих постановок и о том, как театральные опыты двух великих кинорежиссёров связаны с их кинематографической эстетикой, художественными и философскими исканиями.
О лекторе:
Юлия Олеговна АНОХИНА – кандидат филологических наук, исследователь творчества А. Тарковского и М. Тереховой, биограф актрисы. Автор ряда статей по творчеству режиссёра А. Тарковского в журналах «Искусство кино», «Киноведческие записки», альманахе “Kinoruss” (Сан-Паулу, Бразилия), в сборниках по итогам конференций по кино, автор исследования, посвящённого театральным опытам А. Тарковского, куратор выставки «Театр Тарковского: “Гамлет”», проходившей в Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина (Москва) со 2 марта по 2 апреля 2017 года.