Доклад М. Шпаковского "Тексты "жидовствующих": проблемы историко-философской интерпретации".
Тезисы
Обнаруженная в 1487 году новгородским митрополитом Геннадием Гонзовым и окончательно разгромленная в 1503-1504 гг. т. н. «Ересь жидовски мудрствующих» всколыхнула русскую церковь и оставила глубокий след ее истории. Тесно переплетенная с дворцовыми и дипломатическими интригами, а также окруженная ореолом таинственности это загадочное религиозное течение и по сию пору привлекает внимание исследователей разного профиля. Несмотря на то, что мы имеем достаточно много данных из полемических сочинений, а также материалы (сочинения и конкретные рукописи), которые можно с той или иной степенью уверенности связать с деятельностью еретиков, единства в интерпретации учения гетередоксов нет. В то время как одни исследователи вслед за обличительным пафосом И. Волоцкого связывают ересь с евреем Схарией из «Просветителя», другие полностью отрицают таковую связь и облекают ересь в одежды гуманистического мифа.
В нашем выступлении мы сосредоточимся непосредственно на текстах, которые можно с той или иной степенью связывать с «жидовствующими» и попробуем их проинтерпретировать методами историков философии. В ходе нашего рассказа мы рассмотрим следующие вопросы:
1) Что сообщают нам полемические сочинения об учении еретиков?
2) Кем был загадочный еврей Схария и какие могли быть контакты между ним и еретиками?
3) Что могут рассказать нам астрономические штудии еретиков об их космологии?
4) О какой «логике» упоминает митрополит Геннадий в своем послании Иоасафу Ростовскому?
5) Какими грамматическими штудиями занимался дьяк Федор Курицын?
6) Занимались ли жидовствующие алхимией?