Печать

Цикл лекций "Феномен русской иконописи". Христос родился – мир изменился.

Событие

Название:
Цикл лекций "Феномен русской иконописи". Христос родился – мир изменился.
Дата:
20 Сб, Январь 2018, 18:00

Описание

Лекторий «Текст и Слово»

Цикл лекций "Феномен русской иконописи".
Тема: «Христос родился – мир изменился». Иконография  Иисуса Христа.
Читает историк культуры Елена Гувакова.

 2561  2564  2569                         

 

«Христос родился – мир изменился!», – поют в рождественских колядках идущие в гости рождественским вечером веселые люди. Несомненно, что Рождество стало рубежом преодоления язычества: христианство заменило восточные религии и верования, дав через Христа миру Новый завет – любви и милосердия. Именно поэтому иконография Спасителя – центра христианства, чрезвычайно развита. Даже если не рассматривать раннехристианские символические изображения Иисуса в виде Доброго пастыря, рыбы или агнца, можно выделить до 10 типов, которые мы часто видим в фресковой росписи и иконах. Прежде всего, это Спас в силах, представленный владыкой Вселенной; Спас Вседержитель, или Пантократор, где он престает миру грозным судией на Страшном Суде; деисус, где в молении Христу предстоят заступники за грешное человечество – Богоматерь и Предтеча, или его более развернутый вариант – Царь царем. Все господские праздники, связанные с Христом – от Рождества до Преображения, имеют замечательное воплощение в русском искусстве, и мы рассмотрим самые известные из них. Многие сюжеты Страстного цикла получили свое воплощение в иконописи как самостоятельные сюжеты: Царь Иудейский, Не рыдай мене, Мати; Царь славы, и, конечно, Распятие, которое есть у каждого верующего. Увидев русскую икону Спаса Нерукотворного, запечатлевшую чудесное явление лика Христа на плате (убрусе), поймем, почему в русской традиции она носит название «Спас мокрая брада».Увидим иконы Христа-младенца (Эммануил), отрока (Недреманное око), юноши (Благое молчание), старца (Ветхий денми). Рассмотрим символические изображения Христа – в виде Логоса (София Премудрость Божия), или как одного из лиц Троицы (Единородный Сыне); в виде священника – Великий архиерей, и ангела (Спас Благое молчание). И, возможно, поймём, почему тщательно изучаемая учеными Туринская плащаница полностью идентична изображению Спаса Нерукотворного.

Вход бесплатный, по предварительной регистрации.

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33