Евгений Борисович Рашковский (ВГБИЛ им. М.И. Рудомино) «ПОЭТОЛОГИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА»
Для разработки темы важен весь комплекс наследия Соловьева: философия, публицистика, поэзия, переписка, апокрифические высказывания.
Поэтология Соловьева – в общем русле его наследия, в общем русле его философии Всеединства. Дискретная, недосказанная, но насущная взаимная необходимость трех основных бытийственных универсалий – Истины, Добра, Красоты – образует основное поле нашей творческой свободы и потребность собирания нашего постоянно распадающегося, конфликтного мiра через внутренний опыт человека.
Поэтология Соловьева с особой силой проясняет как основы его «теургического» и «софийного» видения, так и моменты трагизма в его мiровоззрении.
Руслан Анатольевич Лошаков (Уппсальский университет) «ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ КАК ФЕНОМЕНОЛОГ»
Выступление Р.А. Лошакова посвящено анализу последней философской работы Владимира Соловьева «Теоретическая философия». Критикуя субстанциализацию сознания, имеющую место у Декарта, Соловьев, с одной стороны, предвосхищает многие положения феноменологии Эдмунда Гуссерля, но с другой стороны – намечает такие пути феноменологической рефлексии, которые получают развитие уже в пост-гуссерлевской феноменологии. В самом общем смысле, феноменологию Владимира Соловьева можно назвать феноменологией «естественной установки», развертывающейся на почве естественного опыта как изначальной и нередуцируемой данности сознания, но, вместе с тем, исключающей то некритическое доверие к данным опыта, в котором Гуссерль усматривал принципиальную слабость «естественного» сознания, что, по его мысли, диктует необходимость перехода в феноменологическую установку и дальнейшего движения к трансцендентальным очевидностям чистого сознания.