Студенческий дискуссионный клуб "Антисфен"
Событие
- Название:
- Студенческий дискуссионный клуб "Антисфен"
- Дата:
- 3 Сб, Июнь 2017, 18:00
Описание
Студенческий дискуссионный клуб "Антисфен".
Михаил Лямин
Gesamtkunstwerk РунгеФилипп Отто Рунге (1777-1810) – художник эпохи немецкого романтизма, друг Фридриха Шеллинга и Людвига Тика, который один из первых поднял проблематику «тотального произведения искусства». Подобно абсолютному органону Шеллинга, Gesamtkunstwerk предстает как сам конец искусства в форме воссоединение и синтеза всех частных искусств. Но одновременно с этим он подхватывает пафос нового начала, который родился в идеализме Фридриха Шиллера и теориях ранних романтиков йенской школы: это новое искусство должно предстать как бесконечный источник, из которого в будущем произойдет эманация новой религии (новой мифологии), нового поэтического языка и, следовательно, нового мышления. Как сам Рунге пишет в одном письме: «Моя картина должна быть «Источником» в самом широком смысле этого слова – источником всех картин, которые я когда-либо напишу, источником нового искусства, а также источником как таковым». Именно Gesamtkunstwerk призван стать тем фундаментом, из которого далее появится возможность произвести дедукцию философии и наук. Но если до Рунге, а именно в теории романа Фридриха Шлегеля и Новалиса, этот фантастический универсализм был связан с поэзией, то романтический художник в своих теоретических работах попытался доказать превосходство музыки в «тотальном произведении искусства»: он писал о том, что именно музыка имеет способность к истинной гармонии, которая соединила бы все искусства. Музыка для Рунге более универсальна и обладает тем духом, который все объединяет. Более того, он полагал, что именно «тотальное произведение искусства», фундированное музыкой, способно сблизить все внутренние, природные интенции отдельных искусств, представив их в виде единого целого: только лишь это новое искусство способно к репрезентации бесконечного, то есть божественного, в конечном, и, далее, предстать как истинное воплощение Абсолюта, то есть тождества реального и идеального.
Михаил Шпаковский (МГУ)Бог облаченный в иконуВ автобиографическом "свитке" Елеазара Анзерского рассказывается о 7 мистических видениях пережитых святым. Среди них особое внимание привлекает к себе видение Троицы, которое оказывается полностью тождественным Ее иконным изображениям в Древней Руси. Но не стоит ли за видением Елеазара что-то большее, чем просто сознание резчика иконостасов и иконописца? И если да, то какова связь этого сознания с триадологическими концепциями древнерусских теологов? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ в своем докладе.
Степан Козлов (МГУ)Онтотехнология как метод и как концепт: онтология кода за пределами человеческогоОнтотехнология - странное слово. Она наследует у Гегеля то, что, будучи эксплицированным, позволит обогатить философию рядом странных вопросов: что связывает языки программирования с демонической магией средневековья? Как аналогия магии и кода может обрести объяснительную силу? Что позволяет связать спекулятивный реализм и механологию Жильбера Симондона? Попытке ответить на эти вопросы и будет посвящено данное выступление.
Валентин Голубев (МГУ)Богословско-дидактические сюжеты в старообрядческой иконописи Нового Времени. На примере икон иконописной традиции горнозаводского Урала.На иконах Невьянской иконописной традиции , как и в иконах из других крупных центров старообрядческой иконописи Нового времени можно обнаружить сюжеты богословско-дидактического характера. Генезис этих сюжетов достаточно интересен: одни перешли к старообрядцам из дораскольной иконописи, другие сложились после раскола под влияние Запада, третьи формировались самими старообрядцами. Каково идейное содержание этих сюжетов и что они могут сказать о старообрядчестве как культурном явлении?