Доклад Т. В. Литвин (РХГА, СПб). "О времени у Плотина и Августина: возможность феноменологического прочтения".
Татьяна Валерьевна Литвин, к.ф.н., доцент (РХГА, СПб), исследователь проблемы времени, автор монографии "Время. Восприятие. Воображение" (СПб., 2013)
Доклад посвящен философскому рассмотрению учения о времени Августина, возникшего в контексте неоплатонической гносеологии. Неоплатонизм был не только языком передачи христианских идей, но и открытой эпистемой, в которой создавались новые способы рефлексии и отношения к миру. Сформированные в поздней античности идеи осмысления креационизма надолго определили как христианскую герменевтику, так и философско-литературоведческие штудии. Раскрывая характер мировоззрения той эпохи, А.Ф. Лосев отмечал, что «неоплатонизм - … детище последнего этапа эллинистически-римского мира, и потому он преодолевает все соблазны чистого субъективизма и в его свете трактует и всю старинную мифологию во всей ее буквальности, возвращаясь тем самым к доклассическим временам вполне непосредственного и дорефлективного сознания». Можно ли передать это возвращение современным языком? Без преувеличения можно сказать, что эпоха перехода античных форм мышления в христианское вероучение – самая многомерная и для истории философии, и для любого культурологического подхода. Неудивительно, что феноменологический метод, нацеленный в том числе и на толкования дорефлексивного опыта сознания, оказывается близок неоплатонизму.
В докладе будет рассмотрена рецепция неоплатонического учения о времени и вечности, на материале одиннадцатой книги «Исповеди» Августина и его сочинения «О Книге Бытия, против манихеев». Ключевыми для анализа являются: соотношение вечности и времени, проблема «происхождения» времени, подобия творения прообразу в неплатонической постановки вопроса (Эннеады 3.7). Кроме того, с учетом феноменологической интерпретации будет поставлен вопрос об онтологии времени и творения у Августина, в рамках которой восприятие времени обнаруживают гносеологическую и структурную взаимосвязь с механизмами памяти.