Семинар "Русская философия". Доклад Г.П. Аксенова (ИИНТ РАН) "Будущее научной картины мира по Владимиру Вернадскому".
В рамках проекта «Возвращение на Родину: философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России. К 100-летию «Философского парохода»» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Планируется интернет-трансляция.
Бесплатно (по регистрации). Прямая ссылка-кнопка для регистрации в верхней части этой странички.
События в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/
События в Доме Лосева на timepad.ru https://losev.timepad.ru/events/
Научную картину мира впервые представил Галилей. Он ввел единое мировое время как параметр в описание движения тел. Центральная парадигма научной революции XVII в., принятая научным сообществом на этой основе, была рациональной, но описывала строго механическую картину Вселенной, в которой не было места для человека и всех других живых существ. К концу XX в. в процессе дальнейшей эволюции знаний стало ясно, что классическая теория единого времени Вселенной не соответствует вновь открываемым физическим фактам. Теория относительности преодолела эту трудность, приняв концепцию «местного времени» в инерциальных системах отсчета. Однако в дискуссии с А. Эйнштейном французский философ А. Бергсон показал, что теория относительности никоим образом не доказывает множественности времен. Напротив, СТО неявно использует одно всемирное время, но его источник не классический, а другой – ход внутренней жизни человека. Вслед за Бергсоном академик В. Вернадский принял биологическую природу времени и тем самым внес жизнь в картину Вселенной. Вместе с тем Вернадский утверждал, что биосферная космология не должна превращаться в абсолютную космогонию. У Вселенной нет начала, и ее законы не меняются. Таким образом, реальное устройство Вселенной свидетельствует о ее бесконечности во времени. Группы научных дисциплин описывают ее как ограниченные или частные модели. Общее представление о мире следует оставить категориальному мышлению философии или тому чувству целостности мира, которым обладает религия. Именно философия может использовать описательные и экспериментальные знания и научные модели космоса, полученные на их основе.
Посетители смогут дополнительно осмотреть выставку «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев», расположенную на третьем этаже Дома Лосева. Выставка впервые в музейной практике делает попытку объединить творчество двух русских писателей и мыслителей, нашедших свой последний приют в интеллектуальном сердце Москвы: Гоголь – на Никитском бульваре; Лосев – на Арбате.