Лекция писателя, лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры 2012 года, лауреата Бунинской премии (2011) Бориса Евсеева.
Тема: "Чехов: взгляд на мир через короткий рассказ".
Цикл лекций проходит в рамках проекта "#Академия: премия литературных критиков и менторская программа поддержки молодых писателей" АНО "Библио ТВ" при поддержке Фонда Президентских грантов.
Планируется интернет-трансляция.
Бесплатно (по регистрации). Прямая ссылка-кнопка для регистрации в верхней части этой странички.
События в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/
Борис Тимофеевич ЕВСЕЕВ – известный писатель, Вице-президент Русского ПЕН-центра; лауреат премий: Правительства Российской Федерации в области культуры, «Венец», Бунинской, Горьковской, им. Валентина Катаева, «Литературной газеты», журнала «Октябрь», «Нового журнала» (США) и др. Вице-президент Русского ПЕН-центра. Прочёл 12 авторских курсов лекций о русской классике и современной русской литературе в Институте Журналистики и литературного творчества (с 2003 по 2021 гг).
ХХI ВЕК И ЧЕХОВ
Чехов сделал для русской прозы XX века то же, что Пушкин для поэзии века девятнадцатого: определил вектор движения. Именно Чехов в конце XIX-го - начале XX-го века начал великую и пока не вполне осознанную нами реформу прозы: первым в новое время стал сочетать на сжатом до обморока пространстве одной страницы элементы драматического и эпического родов литературы. Строка становилась сценической ремаркой. Сценическая ремарка – строкой. Кроме того, именно Чехов впервые стал соединять куски текста по принципу «монтажных звеньев»: без излишних перемычек и мёртвых «соединительных» слов. Позже этим приёмом успешно пользовались в кино Эйзенштейн, Антониони, Тарковский.
Лев Толстой писал: «Чехов создал новые, совершенно новые для всего мира формы письма». Что это за формы? Чехов ввёл в большую литературу сжатый рассказ. Чеховская краткость противостояла традиционным жанрам романа и повести, «как новый, более совершенный метод изображения действительности». Антон Павлович - сменил функцию жанра! Рассказ под его пером стал выполнять «обязанности» повести, иногда – романа. В сравнении с чеховскими, многие тогдашние, да и теперешние романы и повести кажутся старообразными, дряхлыми...
Лучшая книга писателя – книга его жизни, написанная им самим. Гениальная книга поступков Антона Павловича - у нас на столе. Его повседневное творческое поведение было безукоризненным: 1890 – остров Сахалин; 1891 - холерный доктор (его участок: 25 деревень, 4 фабрики, 1 монастырь); и всю жизнь – отказ от ложного чинопочитания, борьба с общероссийской пошлостью…
Когда у знаменитого Эжена Ионеско спросили: «Кто, по-вашему, мог бы стать во главе мирового правительства? Платон, Данте, Шекспир?» Ответ был краток: «Чехов».
Мне кажется, ответ на вопрос, кто стоит во главе новой русской прозы будет таким же: Антон Павлович Чехов.
Наш век ещё только начинается, однако, его ужимки, гримасы, победы и злодеяния уже хорошо видны. Употребляя чеховское выражение, «нравственная физиономия» XXI в. вполне сформировалась. И перекличку Чехова с новым веком не слышит разве глухой.
Борис ЕВСЕЕВ