Открытое заседание научного семинара ИМЛИ РАН «Русская литература и философия: пути взаимодействия»
Событие
- Название:
- Открытое заседание научного семинара ИМЛИ РАН «Русская литература и философия: пути взаимодействия»
- Дата:
- 10 Ср, Март 2021, 18:00 - 20:00
- Запись трансляции:
- Смотреть
- Аудиозапись:
Описание
Презентация спецвыпуска «A Symbiosis of Russian Literature and Philosophy» журнала «Studies in East Europe Thought».
Выступает главный редактор журнала – М.Ф. Быкова (США), авторы спецвыпуска.
Мероприятие будет проходить в смешанном формате: интернет-трансляция онлайн-конференции (zoom), и присутствие участников в зале Дома Лосева.
Бесплатно. Для посещения Дома Лосева необходимо предварительно зарегистрироваться.
https://www.mos.ru/afisha/tickets/venues/245/
Открытое заседание научного семинара ИМЛИ РАН
«Русская литература и философия: пути взаимодействия»
Международный круглый стол
«Взаимодействие литературы и философии:
российский и европейский опыт освоения».
К выходу спецвыпуска «A Symbiosis of Russian Literature and Philosophy»
журнала «Studies in East Europe Thought»
Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», 10 марта 2021 г., 18.00
Ведущая : Ю.Ю. Анохина.
1.Елена Аркадьевна Тахо-Годи (Москва, МГУ, ИМЛИ РАН, Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева»). О проекте «Русская литература и философия: пути взаимодействия».
2.Марина Федоровна Быкова (США, Университет Северной Каролины, главный редактор журналов «Russian Studies in Philosophy» и «Studies in East European Thought»). «Studies in East European Thought»: о целях и задачах журнала.
3. Лина Леонидовна Стайнер (Германия, руководитель Центра по изучению литературы и философии Института философии Рейнского Боннского университета Фридриха Вильгельма). Литература и философия как интердисциплинарная область в науке и образовании.
4. Анастасия Георгиевна Гачева (Москва, ИМЛИ РАН). Синтез литературы и философии в наследии философов-космистов 1920–1930-х годов: А.К. Горского, Н.А. Сетницкого. В.Н. Муравьева.
5. Владимир Леонидович Марченков (США, Университет Огайо, заместитель главного редактора журнала «Studies in East European Thought»). Переводя прозу Лосева: стиль и личность.
6. Константин Владимирович Зенкин (Москва, МГК им. П.И. Чайковского). А.Ф. Лосев. К проблеме единства философия и искусства.
7. Эверт ван дер Звейрде (Нидерланды, Неймегенский университет имени Радбода, заместитель главного редактора журнала «Studies in East European Thought»). О межкультурном значении академических рецензий.
8. Коре Йохан Мьёр (Норвегия, Бергенский университет, Библиотека Западно-Норвежского Университета прикладных наук). Новая книга по русской мысли: The Oxford Handbook of Russian Religious Thought.
9. Елизавета Михайловна Захарова (Москва, ИМЛИ РАН). Рецепция философии Вл. Соловьева в литературной критике Ю.Н. Говорухи-Отрока.
10. Юлия Юрьевна Анохина (Москва, ИМЛИ РАН, Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева»). Поэт-философ о поэте мысли: к проблеме восприятия лирики Е.А. Боратынского Вяч. Ивановым.
11. Антон Владимирович Филатов (Москва, МГУ, ИМЛИ РАН). «Роль фигуры Адама в художественной философии О.Э. Мандельштама».
12. Наталья Владимировна Михаленко (Москва, ИМЛИ РАН). «Образы и символы древних цивилизаций в творчестве Д. С. Мережковского и А. В. Чаянова в контексте литературно – философского процесса конца XIX-начала XX века».
13.Евгений Рудольфович Пономарев (Санкт-Петербург, СПбИК, ИМЛИ РАН). «Философия экзистенциализма и мэйнстрим литературы русской эмиграции (на примере И.А. Бунина)»
14. Ольга Владимировна Шалыгина (Москва, ИМЛИ РАН). Художественность и гносеологический смысл «метаболического времени».
Регламент заседания:
Ключевой доклад – 15-20 минут.
Доклады (выступления) – до 10 мин.
Проект «Русская литература и философия: пути взаимодействия» (грант Российского научного фонда, № 17-18-01432) является междисциплинарным исследованием взаимодействия двух важнейших составляющих русской культуры – литературы и философии – на протяжении XIX и в первой половине ХХ веков. В отличие от западноевропейской традиции, в отечественной культурной практике XIX столетия, да и в начале ХХ века, не существовало твердой границы между этими двумя дисциплинами. Русская литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, выполнила роль национальной русской философии. В то же время самобытная русская философия оставалась чужда построения строгих философских систем вплоть до появления на философской арене Вл.С. Соловьева. Благодаря этому литература оказывается подлинным методом отечественного философствования. Вот почему русская классика — от Пушкина, Лермонтова, Тютчева до Толстого и Достоевского — предстает как образно-художественная форма философского освоения реальности. К началу XX века, на фоне переживаемого религиозно-философского ренессанса, направление вектора влияния изменилось – поэтику литературного текста начинает подчинять религиозно-философская мысль. Однако творчество виднейших философов этого периода (Н.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.В.Розанова, П.А. Флоренского) несомненно остается «литературоцентрично». Происшедшая в 1917 году смена идеологических парадигм вносит свои коррективы в историю взаимодействия литературы и философии, но не исключает взаимодействия: "отвлеченная" идея уступает место социологическому анализу и социальной конкретике, причем как в общественной мысли, так и в литературном процессе, происходит смена литературных жанров – от символистских "мистерий" к экспрессионисткой стилистике "антиутопий" (Е.Замятин, А.Платонов), что дает о себе знать и в художественных практиках писателей-философов в 1920–1930-е годы (А.Ф.Лосев, В.Н.Муравьев).