"Философия музыки и художественная проза А.Ф. Лосева: черты преемственности".
Доклад Константина Анатольевича Жабинского (Ростовская ГК), при участии проф. Константина Владимировича Зенкина (МГК).
Аннотация:
Художественная проза, как правило, рассматривается в качестве периферийной сферы наследия А. Ф. Лосева. Между тем, «беллетристические опыты» представляют собой чрезвычайно ценный материал для исследователей лосевского творчества. С одной стороны, речь идет о самобытно преломляемых интенциях "подцензурного философствования" 1930-х - начала 1940-х годов. Показательны, в частности, явственные смысловые параллели между философскими трудами Лосева предшествующих десятилетий и его художественной прозой. С другой стороны, в художественных текстах Лосева ощутимо воздействие многовековых традиций философско-диалогических жанров, вплоть до Античности ("сократические диалоги" Платона). Специфика претворения этих традиций позволяет рассматривать упомянутые тексты как завуалированные "высказывания от автора", в должной мере отражающие направленность индивидуальной эволюции Лосева-мыслителя.
Сказанное прежде всего относится к сфере музыкального искусства, которая занимает центральное место в лосевской художественной прозе и наделяется исключительно обстоятельными и многогранными характеристиками (в отличие от послевоенных философских трудов Лосева, где названная сфера представлена крайне скупо). Детальное изучение этих характеристик даже позволяет восстановить отдельные хронологические моменты, связанные с концептуальным осмыслением крупнейших явлений музыкальной культуры XIX-XX столетий. Наглядным тому подтверждением является повесть "Трио Чайковского" (1933-1934), которая представлена в докладе как своего рода "подытоживающий" текст "музыкально-философской прозы" Лосева указанного периода.