Выступают: С. В. Козлов (МГУ), М. В. Шпаковский (МГУ), А. Сысолятин (МГУ), П. Строкин (НГУ-ВШЭ).
Ссылка на запись Интернет-трансляции - в верхней части странички, под полем "Дата".
Аннотации докладов:
Александр Сысолятин (МГУ)
Что чувствует философ: Ницше за пределами только разума.
Философские проекты, ориентирующиеся на те или иные не дискурсивные области
(сенсорные, эмоциональные, мистические и т.д.), достаточно многочисленны, но
значительная часть этих проектов не предполагает, что философия может быть
реализована в не дискурсивных областях самих по себе. В том или ином виде
должен осуществиться переход или взаимодействие с областью дискурсивной,
преимущественной областью философского поиска. И тот человек, который пытается
вести свой поиск без этого перехода, с трудом признаётся философом. Случай
Фридриха Ницше кажется намного более простым: странно было бы утверждать, что
мыслитель с достаточно внушительным корпусом текстов избегает обращения к
дискурсивности. Но именно на этом утверждении необходимо настаивать, чтобы
выявить оригинальность Ницше как философа. Следуя его собственному указанию
(«Во мне есть что-то, чего нельзя почерпнуть из моих книг»), я пытаюсь описать
ту область философствования, в которой текст или разговор не выявляют знания,
а играют роль воспоминаний о совершившемся поиске.
Михаил Шпаковский (МГУ)
Феофан Грек: живопись умопостигаемого.
Рубеж XIV-XV вв. выделяется в истории древнерусского искусства, как настоящий
подъём, эпоха расцвета - именно в это время трудами Андрея Рублева, Даниила
Черного и других безымянных иконописцев были созданы выдающиеся образцы
древнерусской иконописи, ставшие классическими. У истоков этого взлёта стоял
великий Феофан Грек, художник - проповедник и созерцатель. Феофан был прямым
медиатром паламизма и техника его письма революционна также, как сильно
воздействие Фаворского света на чистый ум, который сам в себе, как зеркальный
отблеск Божества, созерцает Его. Философско-художественная оригинальность и
исключительность традиции, сформировавшейся в то время не вызывает сомнения,
но всё ещё требует серьезного обоснования. В докладе делается попытка
обоснованного описания творчества Феофана Грека как ноуменальной живописи и
истока художественных практик и знаково-геометрических систем у его великих
учеников. Для этой цели привлекаются материалы фресок (церковь Спаса
Преображения в Новгороде) бесспорно принадлежащих его кисти, а также греческих
и древнерусских текстов, позволяющих вскрыть экстатический пафос живописца.
Петр Строкин (НИУ ВШЭ)
Абстракция и высказывание у Кандинского.
Когда Василий Кандинский пишет текст или читает лекцию об абстрактной
живописи, он не занимается технической стороной вопроса. Он, скорей, проводит
инициацию будущих апологетов абстрактной живописи. И в каком отношении
действительно находятся «поворачивающая взгляд» абстракция, и высказывание,
ориентированное на тех, кто остается с миметичным, предметно-образным,
взглядом? В докладе будут рассмотрено отношение дескрипции посредством
знаковой системы и конституции абстрактной картины.
Степан Козлов (МГУ).
Онтотехнология в действии: трансгуманизм в отношении философии.
Целью выступления будет описание текущего положения дел внутри
онтотехнологического метода и экспликация ряда интуиций, связанных с
возможностью модификации философии и её переходу на новый носитель – цифровой
код. Мыслить трансгуманистическое будущее – значит мыслить человечество,
освобождённое от ряда фундаментальных человеческих свойств, конституитивных
для представления о человеке в современности. Мыслить философию, над которой
провели трансгуманистическую операцию, модифицировав её и переведя на новую
платформу – значит мыслить деятельную философию, оторванную от “чистого
письма” философского трактата и тесно состыкованную с современной computer
science.