Печать

Семинар "Русская философия"

Событие

Название:
Семинар "Русская философия"
Дата:
27 Чт, Октябрь 2016, 18:30
Запись трансляции:
Смотреть
Аудиозапись:

Описание

 Сергей Романович Федякин (Литинститут, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына). "Черты мировоззрения Сергея Рахманинова".

 

  IMG 2749 IMG 2757 IMG 2761                                                         

 

Запись Интернет-трансляции - ссылка "Смотреть" в верхней части страницы, ниже поля Дата.

 

С.Р. Федякин 

ЧЕРТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
Тезисы к выступлению

1. Рахманинов избегал разговаривать на умозрительные темы. Некоторые современники полагали, что он и не думал о вопросах философских, мировоззренческих. Но зная, как Рахманинов работал над своими произведениями, видно, что подобных разговоров он чурался потому, что считал их как бы «нецеломудренными» в отношении своего искусства.
2. О его воззрениях осталось очень мало отчетливых свидетельств. Заметен его эстетический консерватизм. Но с годами мог высоко оценить и некоторые произведения «левых» музыкантов (кое-что из Стравинского и Прокофьева). Основное мерило ценности произведения – внутреннее ощущение, которое он выражал словом «музыкальность». Поскольку о себе говорил, что он на 85 % музыкант и только на 15 % человек, понятно, что с этим ощущением он мог подходить не только к музыке, но и другим искусствам или событиям историческим, политическим и т.д.
3. Есть завороженность темой средневековой секвенции «Dies іrае», которая часто обретает в его произведениях символические черты. Это говорит не только о каком-то безотрадном ощущении мира или своей собственной судьбы, – мрачной музыки он написал много, и в ней не обязательно присутствует эта тема, – но о попытке что-то понять в самом устройстве мира.
4. В европейской традиции тема «Dies іrае» («День Гнева») связана не только с темой гибели мира и Божьего Суда. Берлиоз использовал этот средневековый напев в своей «Фантастической симфонии» в той части, где изображен шабаш. Смерть и разгул дьявольских сил в теме «Dies іrае» – это разные стороны одного и того же музыкального символа. Лист использовал эту тему в «Плясках смерти», отсылавших к сюжету, который зародился в средневековой живописи и позже воплощался в  самых разных искусствах. ((ИМЕНА))
5. Рахманинов к этой теме обращался столь часто, как никто другой из композиторов. Список произведений Рахманинова, где эта тема присутствует:
- 1я симфония;
- 1-я соната, ор.28 (1907) (3-я часть);  
- «Остров мертвых», ор. 29 (1909);
- «Колокола», ор. 35 (1913);
- Этюд-картина, оp. 39 (1916—1917), № 2, ля минор (по признанию композитора здесь изображаются море и чайки);
- «Рапсодия на тему Паганини», ор. 43 (1934);
- Третья симфония, ор. 44 (1935—1936);
- «Симфонические танцы», ор. 45 (1940).
Если внимательно вслушиваться, то тему можно различить и в других сочинениях, например – во 2-й части Второй симфонии, op. 27 ми минор (1906–1907). Музыковед Иосиф Яссер услышал тему «Dies іrае» и в «Вариациях на тему Корелли», ор.42 (1931).
6. В некоторых произведениях эта тема может быть продиктована создаваемым образом: Мефистофель в 3-й части Первой сонаты (в её основе – «Фауст» Гёте), образ похоронного звона в поэме «Колокола», образ Паганини, о котором ходили слухи, что он продал душу дьяволу, в «Рапсодии на тему Паганини» и т.д.). Но есть обращение к этой теме, где отчетливо ощутимо свое, особенное «слово о мире». В раннем творчестве это – 1-я симфония, в зрелом – поэма «Остров мертвых», в позднем – 3-я симфония и «Симфонические танцы».
1-я симфония (1895, исполнена в 1897) - не стала «словом о мироздании» или «словом о человеке», но стала «предчувствием собственной судьбы». Об этом говорит и то, что долгое время после её провала он не мог сочинять, и то, что многие характерные черты симфонии будут после воплощаться в других произведениях.
«Остров мертвых» (1909) - несомненно, слово о жизни и смерти вообще, о человеке как таковом. Но побудительный импульс для написания поэмы – внешний: увиденная репродукция картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Впрочем, некоторые черты этого произведения позже обнаружатся в более поздних произведениях.
3-я симфония (1935-1936) – слово о человеческой судьбе и о потерянной родине. И о «кризисе истории», «кризисе культуры», которые Рахманинов, судя по его поздним письмам, очень остро ощущал. Наиболее полно об этом кризисе сказало последнее произведение – «Симфонические танцы» (1940). (Кроме автора данного выступления это произведение подробно прочитывалось В.Н. Брянцевой, В.Н. Грачевым, А.В. Ляховичем и др., об этих прочтениях тоже будет помянуто в докладе.)

7. Название «Симфонические танцы» имеет скрытую отсылку к сюжету «Пляски смерти» (в европейской традиции – при буквальном переводе - это «танцы смерти» «Symphonic dances» - «Dance мacabre»). Три части своего последнего произведения Рахманинов хотел назвать: «День», «Сумерки», «Полночь». От идеи давать эти заголовки он все-таки отказался, но – в скрытом виде – они в музыке присутствуют.
В произведении есть личный план: в первой части цитируется тема из первой симфонии, которая некогда была для него «знаком судьбы», а теперь звучит – как доброе воспоминание о юности.
Есть второй план – слово о своем поколении. Первая, вторая и третья части отразили эпоху первых лет эмиграции, время второй половины 1930-х и – время войны («день», «сумерки» и «полночь» русского зарубежья).
Есть и глубинный план произведения: разные стадии приближения ко всеобщей катастрофе.
7.1. Символический план 1-й части: барочные кресты, жесткий ритм ХХ века, ностальгическая тема, снова жесткий ритм – и музыкальная цитата из далекого невозвратного прошлого.
7.2. Символический план 2-й части – вступительные фанфары, тематически связанные с духовными песнопениями (они повторятся ближе к концу этой части) – и вальсообразная музыка, словно застывшая перед каким-то историческим обвалом.
7.3. Символический план 3-й части (предельно упрощенно): двенадцать ударов (часы бьют полночь), разгул «плясок смерти», жалобы-воспоминания, «пляски смерти», финал.
В этой части противостоят два символа – тема  «Dies іrае» и тема «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» (знаменный распев, использованный в 1915 году во «Всенощной»). При первом проведении тема из «Всенощной» идет вслед за «Dies іrае» и явно ей подчинена, проводится «впопыхах», не полностью. Во втором проведении (в конце) – обретает большую самостоятельность (проводится в тональности «первоисточника» – «Всенощной», идёт в более медленном темпе, проводится целиком). Но окончательной её победы нет. Произведение заканчивается не столько последними аккордами, сколько наступившей за ними немотой.
При внимательном  прочтении тем выявляется их частичное совпадение, т.е. и темное, и светлое начало в человеческой истории идут из одного корня. Столкновение тем, противопоставление «Дня гнева» и хвалы Господу, не приводит к окончательной победе какой-либо из них. Произведение – как вопрос, обращенный к человечеству, которое застыло перед пропастью.
Само завершение сочинения – запись в партитуре - вызвало благодарность композитора Творцу, за то, что он дал ему сказать это слово. Далее - возможные интерпретации произведения и последней, уже простыми словами записанной, реплики композитора.

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter